Форум

+7 (925) 505-03-95

Москва, Шубинский переулок, д.2/3
Коллегия адвокатов «Адвокат»

  • Регистрация
×
О едином реестре военнообязанных (Вчера)

Посетители сайта при необходимости могут ознакомиться с Постановлением Правительства Российской Федерации о государственной информационной системе, едином реестре военнообязанных на сайте по адресу:

Topic-icon Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

Больше
7 года 6 мес. назад #13530

Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 6 мес. назад #13531

Работник, в пользу которого было вынесено решение суда о восстановлении на работе, обратился затем в трудовую инспекцию с заявлением о привлечении к административной ответственности работодателя за незаконное увольнение. Работодателем решение суда о восстановлении на работе исполнено в полном объеме с выплатой всех положенных компенсаций. Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

В соответствии с ч. 1 ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способами защиты трудовых прав являются, в том числе, судебная защита, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 352 ТК РФ).

При этом, как следует из ч. 2 ст. 357 ТК РФ, обращение лица за защитой своих трудовых прав в суд исключает возможность рассмотрения этого же вопроса федеральной инспекцией труда и выдачу предписания работодателю.

Вместе с тем необходимо помнить, что привлечение лица к административной ответственности возможно только после возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. В свою очередь, административные дела о нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ), возбуждаются на основании протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (п.п. 3 и 4 ч. 4 ст. 28.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ), составляемого или выносимого федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

Из вышеизложенного следует, что суды самостоятельно не уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, и для привлечения лица к административной ответственности необходимо, прежде всего, составление или вынесение вышеуказанных протокола или определения. Поэтому само по себе вынесение судом решения о восстановлении сотрудника на работе и привлечение работодателя к материальной ответственности перед работником, предусмотренной положениями ст. 394 ТК РФ, не означает освобождения его от административной ответственности перед государством, так как вопрос о привлечении к такой ответственности судом в рамках разрешения индивидуального трудового спора не рассматривается.

В связи с изложенным федеральная инспекция труда может возбудить дело об административном правонарушении, связанном с нарушением норм трудового законодательства, посвященных увольнению работника, и после вынесения решения суда, указанного в вопросе. Поводом к возбуждению такого дела может послужить, в том числе, и обращение самого работника, права которого были нарушены (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Такое правонарушение подпадает под признаки административного правонарушения, упомянутого в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и поэтому административное дело рассматривается и решение о привлечении работодателя к ответственности по общему правилу выносится должностным лицом федеральной инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ). Если же работодателем ранее допускались административные нарушения, касающиеся незаконного увольнения работников, то такое правонарушение подпадает под признаки правонарушения, указанного в ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и дело подлежит рассмотрению судом (ст. 23.1 КоАП РФ). Отметим, что в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ административное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривается судом, если оно передано на такое рассмотрение лицом, к которому такое дело поступило.

В заключение отметим, что при решении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и о применимой санкции должны учитываться характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Поэтому принятие всех необходимых мер для устранения нарушений трудового законодательства, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба могут быть в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ признаны обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и учтены при назначении административного наказания (постановление Алтайского краевого суда от 05.07.2011 N 4а-348/2011, решение Самарского областного суда от 03.10.2012 по делу N 21-540, Обзор судебной практики по рассмотрению в 2011 году районными (городскими) судами и мировыми судьями Калининградской области дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с положениями ст. 391 ТК РФ индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора рассматриваются в судах. Это означает, что в случае наличия спора между работником и работодателем относительно законности увольнения федеральная инспекция труда не вправе рассматривать действия работодателя на предмет соответствия закону. Это может сделать лишь суд. Однако если вина работодателя в нарушении норм трудового права была установлена решением суда, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Источник ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/consult/work_law/958909/#ixzz4NeNzeeGb

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
7 года 3 нед. назад #15928

ВС РФ: вопросы обоснованности привлечения работника к дисциплинарной ответственности не входят в компетенцию трудовых инспекций
11 апреля 2017 Екатерина Чернявская

ВС РФ указал, что Роструд не правомочен рассматривать вопросы, касающиеся обоснованности привлечения работодателем работника к дисциплинарной ответственности (постановление ВС РФ от 3 марта 2017 г. № 18-АД17-6). Суд объясняет это тем, что спор об обоснованности применения дисциплинарного взыскания является индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 381-382 Трудового кодекса). ВС РФ отмечает, что выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, Роструд выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, в силу того, что не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить. Суд напомнил, что подобная позиция выражалась им и ранее (постановление ВС РФ от 25 ноября 2015 г. № 3-АД15-8, определение ВС РФ от 20 июня 2014 г. № 21-КГ14, определение ВС РФ от 21 марта 2014 г. № 47-КГ14-1).

Напомним, что Роструд наделен полномочиями:
• федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки материалов о привлечении виновных к ответственности;
• анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
• рассматривать дела об административных правонарушениях;
• направлять соответствующую информацию в федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
• проверять соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
• информировать и консультировать работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и т. д. (ст. 356 ТК РФ).
Источник: www.garant.ru/news/1103916/

P.s. Уважаемые посетители сайта! Прошу вас внимательно ознакомиться с решением Верховного Суда Российской Федерации и учесть при подаче соответствующих заявлений в суд. Суд объясняет, что спор об обоснованности применения дисциплинарного взыскания является индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 381-382 Трудового кодекса). Кроме того обращаю внимание на роль прокурора. В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан.
Если есть вопросы или необходима дополнительная юридическая консультация пишите мне на сайт.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
6 года 5 мес. назад #16178

В рабочее время на территории работодателя работнику стало плохо (предположительно жалобы на сердце), каких-либо увечий здоровью он в этот день при исполнении своих трудовых обязанностей не получал.
С целью оказания помощи указанному работнику была вызвана бригада скорой медицинской помощи. По приезду в больницу в этот же день работник скончался.
Какие действия в этом случае должен предпринять работодатель?
Нужно ли организовать комиссию по расследованию несчастного случая?
В какие сроки необходимо уведомить государственные органы?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данной ситуации работодатель обязан известить в течение одних суток о несчастном случае, произошедшем с работником, государственную инспекцию труда, прокуратуру по месту происшествия, орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту своей государственной регистрации, исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, территориальное объединение организаций профсоюзов, родственников работника, а также принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования данного несчастного случая.
Обоснование позиции:

В силу требований ст. 228 ТК РФ при несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае компетентные органы, а также родственников пострадавшего;
- принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая.

Согласно части первой ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с главой 36 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

В соответствии с частью третьей ст. 227 ТК РФ, п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение), расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы) вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, - повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших , если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.

Ни положения ст. 227 ТК РФ, ни иные нормы главы 36 ТК РФ не указывают на то, что для возникновения у работодателя обязанности выполнять требования об уведомлении соответствующих органов и расследовании несчастного случая со смертельным исходом имеет значение место наступления смерти работника. По нашему мнению, в ситуации, когда резкое ухудшение здоровья указанного в вопросе работника произошло при выполнении им трудовых обязанностей в рабочее время и такое ухудшение здоровья повлекло смерть работника, без проведения своевременного расследования невозможно определить, были ли работником получены "иные повреждения здоровья" в результате воздействия внешних факторов и имели ли эти факторы производственный характер.

Как следует из части шестой ст. 229.2 ТК РФ, а также п. 23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение), смерть вследствие общего заболевания, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения, расследуется в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных ТК РФ случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) может квалифицироваться как несчастный случай, не связанный с производством. В таких случаях работодатель также обязан образовать комиссию по расследованию несчастных случаев. Аналогичной позиции придерживаются представители Роструда (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ). Косвенно такой вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Архангельского областного суда от 22.09.2016 по делу N 7р-559/2016, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27.03.2017 по делу N 33а-1111/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15.02.2017 по делу N 33-541/2017).

Таким образом, даже если предположить, что в приведенной ситуации смерть работника наступила вследствие общего заболевания, то работодателю все равно не обойтись без создания комиссии по расследованию несчастного случая. Мы считаем, что в рассматриваемой ситуации следует говорить о том, что имел место несчастный случай. Вывод же о том, связан ли этот несчастный случай с производством, или нет, может сделать только комиссия по расследованию несчастного случая.

Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев установлен ст. 229 ТК РФ. Комиссия образуется в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Поскольку в рассматриваемой ситуации имеет место несчастный случай со смертельным исходом, то в состав комиссии также включаются:

- государственный инспектор труда,
- представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию),
- представитель территориального объединения организаций профсоюзов,
- представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя), поскольку несчастный случай произошел с застрахованным лицом.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Исключением являются несчастные случаи, произошедшие в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, в этом случае состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа; возглавляет комиссию представитель этого органа. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются (ст. 229 ТК РФ).

Расследование несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (часть первая ст. 229.1 ТК РФ). При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки в соответствии с частью третьей ст. 229.1 ТК РФ могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Порядок проведения расследования несчастных случаев установлен ст. 229.2 ТК РФ. По результатам расследования собираются и составляются материалы (документы), перечисленные в части третьей ст. 229.2 ТК РФ. При этом конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая (часть четвертая ст. 229.2 ТК РФ). При расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены в Приложении N 1 Постановлением N 73.

Если несчастный случай со смертельным исходом будет квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством, то комиссия должна составить акт о расследовании несчастного случая по форме 4 в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование. Если же данный случай признан несчастным случаем на производстве, то комиссией по расследованию несчастного случая оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах (части первая и восьмая ст. 230 ТК РФ).

Как следует из закона, дальнейшие действия после составления и подписания акта комиссией, предусмотренные частью пятой-седьмой ст. 230 ТК РФ, частью первой-третьей ст. 230.1 ТК РФ, работодатель должен совершить в том случае, если комиссия признает случай несчастным случаем на производстве и будет составлен акт о несчастном случае на производстве. В иных случаях уведомлять о произошедшем несчастном случае какие-либо государственные органы закон не обязывает. Как следует из ст. 229 ТК РФ, инспектор по труду, а также представитель ФСС РФ должны входить в состав комиссии, поэтому полагаем, что о факте ознакомления с результатами расследования несчастного случая этими органами будут свидетельствовать их подписи в акте о расследовании несчастного случая.

Напомним также, что в силу ст. 228.1 ТК РФ при несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение 1 суток обязан сообщить:

- в соответствующую государственную инспекцию труда;
- в прокуратуру по месту происшествия;
- в орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту своей государственной регистрации;
- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области государственного надзора в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- в территориальное объединение организаций профсоюзов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
20 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: www.garant.ru/consult/work_law/1146589/

Уважаемые посетители сайта и руководители Обществ, при всей занятости прошу руководителей фирм найти время и ознакомиться с ответом эксперта службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Каменщикова и принять к сведению, а возможно провести ревизию своих внутренних приказов, журналов, памяток, должностных инструкций связанных с техникой безопасности. Исхожу из личной практики т.к. при несчастном случае на производстве со смертельным исходом руководители Обществ теряются и допускают на первоначальном этапе нарушения, что ставит их на одну линейку при возбуждении уголовного дела с непосредственным руководителем ответственным за тот или иной участок работы–с ответственным за технику безопасности, мастером, бригадиром, прорабом и т.п. Уголовные дела данной категории, как правило, возбуждают сотрудники следственных подразделений Следственного комитета России.

Если посетителям сайта что-то не понятно по данной проблеме или необходима дополнительная консультация , пиши мне на сайт или звоните.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.135 секунд
Rambler's Top100